Главная
Айкидо
Айкидзюдзюцу
Иайдо
Дзёдо
Клубы
Ученикам:
    •
Правила поведения
    • Программа
      аттестации

    • Перемещения и
      страховки

    • Виды атак
    • Словарь терминов
Форум
Фото и видео
Контакты и партнеры




старая версия сайта















































































































Иайдо– традиционное японское боевое искусство.
Смысл Иайдо заключается в мгновенном извлечении меча из ножен и дальнейшем нанесении молниеносного парирующего или атакующего удара.
Термин Иайдо начали применять только в 30-е годы 20-го века, до этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу.
Батто-дзюцу было основано
Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу (16 век). Родился он в середине XVI века в Сагами, позже переехал в Муцу на севере Японии. Но по другим сведениям технику владения мечом основал ещё Иидзаса Тёисай Иэнао (14 век нашей эры).
Основная идея Иайдо выражена в фразе «Сая-но-ути» (победить, не вынимая меча из ножен). Подлинный смысл этой фразы заключается в том, что человек должен одержать победу еще до того, как меч будет извлечен из ножен. Название «Иайдо» происходит от японского выражения «цунэ ни итэ кю ни авасу», означающее примерно следующее – везде и всегда ты должен быть готов сразу реагировать.

Слово «Иайдо» состоит из трех иероглифов:

       «ИРУ» - быть, находиться

       «АЙ» - соединение, согласие, гармония

       «ДО» - путь.

Дисциплина Иайдо была введена теми людьми, которые понимали, что меч и искусство его мгновенного извлечения из ножен могут стать инструментами, при помощи которых человек может достичь духовного развития.

Между иайдо и иай-дзюцу есть существенное отличие; в практике иай-дзюцу наиболее важным моментом было развитие боевой эффективности, в то время как в практике иай-до первичным является духовное и моральное развитие человека.
Практика Иайдо выполняется как одиночное упражнение (тандоку рэнсю). Каждая ката (форма) начинается и заканчивается с мечом в ножнах, у каждой есть свой сценарий, в старых, традиционных, школах таких форм насчитывается свыше сотни. Человек, выполняющий ката, может сидеть, полусидеть, стоять или просто идти, находиться в доме, на улице, в толпе и так далее. Другими словами адепт из любого положения должен нанести упреждающий удар врагу, используя технические и психологические преимущества, возникающие при мгновенном извлечении оружия и столь же быстром и неотвратимом его применении.

Технический арсенал Иайдо основан на методах извлечения меча из ножен, которые переходят в режущий или колющий удар, или в парирование (блок).
В случае отражения агрессии предполагается парирование атак с последующей серией из одного или нескольких рубящих или колющих ударов, которые завершаются различными способами удаления крови с лезвия и вкладыванием меча в ножны.

Основы движений в формах состоят из 4 технических действий, каждое из которых соответственно имеет своё название в терминологии школы:
1 - извлечение меча с прямым или секущим ударом,
2 - нанесение основного удара,
3 - очищение (стряхивание) крови с лезвия меча,
4 - вкладывание меча в ножны.

Все движения должны быть очень эффектными, чёткими, но при этом составлять единое целое, плавно перетекая из одного в другое, это является главным условием практики Иайдо. Считается, что технические формы в Иайдо наиболее точные и совершенные из всех форм в воинских искусствах.

В отличие от многих других единоборств, техника Иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии в 1872 году самураям было запрещено ношение меча, искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.

Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.



Программа по Иайдо Мусо Синден рю.
Названия и порядок форм


Шодэн (Омори рю)

Шодэн буквально означает «сущность начального» или «первое учение»; во многих школах Иай-до и Иай Батто-хо во всём мире, Шодэн – это первая и самая основная форма, которой обучаются ученики. Все формы исполняются из положения сидя (сейза), за исключением Коранто, которая исполняется из положения стоя.

1. Шохатто: первое извлечение меча.
2. Сато: извлечение налево.
3. Уто: извлечение направо.
4. Атарито: удар (с оборотом на 180°).
5. Иниошинтай: пассивноее и активное, инь и янь (вперед и назад).
6. Рюто: плавающий меч.
7. Джунто: следуй за мечом (при участии в сеппуку).
8. Гякуто: обёрнутый меч.
9. Сейчуто: натиск на меч.
10. Коранто: бег тигра.
11. Гякутэ Иниошинтай: Иниошинтай с обёрнутым хватом.
12. Батто: извлечение меча (быстрое извлечение).

Чуден (Хайсегава эсин рю)

Чуден буквально означает «сущность среднего», «средняя передача» или «среднее учение». За исключением Нукиучи, формы Чуден исполняются из положения сидя татэхиза (колено-щит).

1. Йокогумо: облачная гряда.
2. Тора Иссоку: шаг тигра.
3. Инадзума: молния.
4. Укигумо: плавающее облако.
5. Йамашито Ороши: ветер, спускающийся по склону горы.
6. Иванами: волны, разбивающиеся о скалы.
7. Ероко Гаэши: дракон оборачивается.
8. Нами Гаэши: волна оборачивается.
9. Таки отоши: каскадный водопад.
10. Нукиучи: извлечение меча (внезапное нападение).

Окуден (из положения татэхидза)

1.Касуми (туман)
2.Сунэгакой (защита голени)
3.Тоодзумэ (загнаный в угол)
4.Тооваки (у двери)
5.Шихогири ( на четыре стороны)
6.Танашита (под полкой)
7.Риодзумэ (зажатый с двух сторон)
8.Торабашири (бегущий тигр)

Окуден (из положения тачивадза)

1.Юкидзурэ (сопровождаемый)
2.Цурэдачи (попутчики)
3.Сомакури (все вокруг)
4.Содомэ (останавливай все)
5.Шинобу (скрытый)
6.Юкичигай (мимоходом)
7.Соодэ Суригаэши (соприкасающие рукава)
8.Монири (врата)
9.Кабэдзоэ (у стены)
10.Укенагаши (Текущий блок)

Итомагои (из положения сейдза)

1. Итомагои соно ичи (прощальный визит)
2. Итомагои соно ни
3. Итомагои соно сан

_____________________________________________________________

Администратор сайта: monah.72@mail.ru