|
Технический арсенал Иайдо основан на методах извлечения меча из ножен, которые переходят в режущий или колющий удар, или в парирование (блок).
В случае отражения агрессии предполагается парирование атак с последующей серией из одного или нескольких рубящих или колющих ударов, которые завершаются различными способами удаления крови с лезвия и вкладыванием меча в ножны.
Основы движений в формах состоят из 4 технических действий, каждое из которых соответственно имеет своё название в терминологии школы:
1 - извлечение меча с прямым или секущим ударом,
2 - нанесение основного удара,
3 - очищение (стряхивание) крови с лезвия меча,
4 - вкладывание меча в ножны.
Все движения должны быть очень эффектными, чёткими, но при этом составлять единое целое, плавно перетекая из одного в другое, это является главным условием практики Иайдо. Считается, что технические формы в Иайдо наиболее точные и совершенные из всех форм в воинских искусствах.
В отличие от многих других единоборств, техника Иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии в 1872 году самураям было запрещено ношение меча, искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.
Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.
Программа по Иайдо Мусо Синден рю. Названия и порядок форм
Шодэн (Омори рю)
Шодэн буквально означает «сущность начального» или «первое учение»; во многих школах Иай-до и Иай Батто-хо во всём мире, Шодэн – это первая и самая основная форма, которой обучаются ученики. Все формы исполняются из положения сидя (сейза), за исключением Коранто, которая исполняется из положения стоя.
1. Шохатто: первое извлечение меча.
2. Сато: извлечение налево.
3. Уто: извлечение направо.
4. Атарито: удар (с оборотом на 180°).
5. Иниошинтай: пассивноее и активное, инь и янь (вперед и назад).
6. Рюто: плавающий меч.
7. Джунто: следуй за мечом (при участии в сеппуку).
8. Гякуто: обёрнутый меч.
9. Сейчуто: натиск на меч.
10. Коранто: бег тигра.
11. Гякутэ Иниошинтай: Иниошинтай с обёрнутым хватом.
12. Батто: извлечение меча (быстрое извлечение).
Чуден (Хайсегава эсин рю)
Чуден буквально означает «сущность среднего», «средняя передача» или «среднее учение». За исключением Нукиучи, формы Чуден исполняются из положения сидя татэхиза (колено-щит).
1. Йокогумо: облачная гряда.
2. Тора Иссоку: шаг тигра.
3. Инадзума: молния.
4. Укигумо: плавающее облако.
5. Йамашито Ороши: ветер, спускающийся по склону горы.
6. Иванами: волны, разбивающиеся о скалы.
7. Ероко Гаэши: дракон оборачивается.
8. Нами Гаэши: волна оборачивается.
9. Таки отоши: каскадный водопад.
10. Нукиучи: извлечение меча (внезапное нападение).
Окуден (из положения татэхидза)
1.Касуми (туман)
2.Сунэгакой (защита голени)
3.Тоодзумэ (загнаный в угол)
4.Тооваки (у двери)
5.Шихогири ( на четыре стороны)
6.Танашита (под полкой)
7.Риодзумэ (зажатый с двух сторон)
8.Торабашири (бегущий тигр)
Окуден (из положения тачивадза)
1.Юкидзурэ (сопровождаемый)
2.Цурэдачи (попутчики)
3.Сомакури (все вокруг)
4.Содомэ (останавливай все)
5.Шинобу (скрытый)
6.Юкичигай (мимоходом)
7.Соодэ Суригаэши (соприкасающие рукава)
8.Монири (врата)
9.Кабэдзоэ (у стены)
10.Укенагаши (Текущий блок)
Итомагои (из положения сейдза)
1. Итомагои соно ичи (прощальный визит)
2. Итомагои соно ни
3. Итомагои соно сан
_____________________________________________________________
|
|